(Красноярской и Ачинской епархии Красноярской митрополии), находится в г. Красноярске. Основан решением Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. при Благовещенском соборе (1804-1823).
Сооружение каменного Благовещенского храма на месте деревянной Покровской (Всехсвятской) ц. началось по грамоте архиеп. Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петрова-Лавровского). С 1802 г. велась заготовка бутового камня, кирпича, леса, железа, извести для постройки церкви. В расходной книге 1801-1808 гг. упоминаются енисейские мастера Г. Е. Бусыгин и А. Поспелов, получившие 30 р. за составление «планов». Контролировал возведение храма и вел расчеты с подрядчиками красноярский купец Егор Пороховщиков. 3 нояб. 1804 г. состоялась закладка 3-престольного храма. В 1805 г. было начато возведение нижней теплой придельной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, которым руководил приглашенный из Иркутска мастер Иван Прохоров. В 1808 г., когда Благовещенская ц. была построена, работы приостановились. В 1811 г. строителем был выбран купец П. Ф. Ларионов. В нач. 1812 г. вместо Прохорова был приглашен мастер И. И. Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского в честь Преображения Господня монастыря.
В кон. 1812 г. к нижней Благовещенской ц. (освящена 20 мая 1813) был определен свящ. И. М. Евтюгин. Первоначальный замысел о сооружении 2-этажной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы с приделом ап. Иоанна Богослова после 1801 г., после восшествия на престол имп. Александра I, был изменен. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Бусыгин и Поспелов дополнили здание 3-м этажом, где 25 авг. 1821 г. был торжественно освящен храм во имя блгв. кн. Александра Невского, небесного покровителя императора. Оригинальность архитектуры здания заключалась, в частности, в том, что алтарь придельной Александровской ц. в виде хоров выходил в подкупольное пространство Иоанно-Богословской ц., освященной 24 сент. 1823 г. на 2-м этаже. В 1829-1831 гг. красноярскими мастерами Е. Т. Ушаковым и Ф. М. Быкасовым вокруг храма была выстроена каменная ограда.
Основной 3-этажный объем Благовещенского храма - традиционный «корабль». Колокольня 3-ярусная, квадратная в основании, трапезная в 3 этажа, четверик храма слегка выступает за плоскость фасада, алтарная апсида в 2 этажа. Строгая симметрия композиции церкви нарушена поздними пристройками: с юга - апсидой придела преподобных Зосимы и Савватия (освящен 29 янв. 1861), с севера - ризницей со сторожкой и с почти квадратной в основании часовней в честь Иверской иконы Божией Матери (1866) у сев.-зап. угла.
Единство объема церкви подчеркивает ритмичность размещения 9 оконных осей на каждом из боковых фасадов. Обрамления окон с плоскими сандриками варьируются по ярусам. Углы четверика и колокольни в 2 верхних ярусах подчеркнуты выступающими филенками в прямоугольных впадинах. Венчающий карниз основного объема - небольшого выноса, мелкопрофильный, зубцовый. Над карнизом четверика возвышается аттик с полукруглыми фронтонами, прорезанный 11 овальными люкарнами. Четверик перекрыт сомкнутым 4-гранным сводом, несущим квадратный световой барабан с главкой на граненой шейке. Над конхой апсиды и коробовым сводом трапезной подняты 8-гранные барабанчики с главками. 3 фигурные люкарны с овальными проемами врезаются в завершение апсиды, 4 - в свод холодного храма и 2 - в свод верхнего придела.
Согласно описи 1873 г., основу иконостаса Благовещенской ц. составляла пространственная структура из 8 «небольших круглых деревянных колонн». 2 из них располагались по сторонам царских дверей, 4 др. колонны попарно фланкировали юж. и сев. пономарские двери, и еще по одной колонне находилось по краям иконостаса, в местах его примыкания к боковым стенам четверика храма. Центральное место в композиции иконостаса занимали царские двери, украшенные 5 «круглыми иконами» с изображением сцены Благовещения Пресв. Богородицы и 4 евангелистов. В окт. 1920 г. сотрудник Красноярского краеведческого музея С. И. Дараган, обследовав состояние иконостасов собора, отметила: «В нижней части храма помещается третий придел Благовещения. В нем останавливают внимание две старые иконы «Благовещение» и «Сретение» при царских вратах. Это, по-видимому, копии с картин старой итальянской школы, но копии старые и хорошие, отмеченные большим мастерством и живописной техникой. По манере письма, состоянию красок и деки можно думать, что иконы писались в конце XVIII века. На иконах старинные ризы 1810-1820 годов». Возможно, автором этих икон был известный красноярский художник, иконописец и позолотчик М. Хозяинов.
Основу иконостаса Александро-Невской ц. составлял ряд колонн коринфского ордера, между к-рыми располагалась алтарная преграда. Венчала иконостас резная золоченая арка в виде «нимба» с сиянием, опиравшаяся на портики пономарских дверей. Среди иконного ряда алтарной преграды значительный интерес представляли иконы местного чина: «Преображение Господне», «Взятие ангелами Божией Матери на небо», образ равноап. Марии Магдалины (св. покровительницы имп. Марии Феодоровны) и изображение св. Александра Невского, написанные Хозяиновым в 1816-1817 гг. Иконостас Александро-Невской ц. «стиля ампир, усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху», Дараган назвала «памятником подлинной художественной ценности... Отличительная черта этого русского стиля сказалась, между прочим, в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента».
Среди чтимых святынь в соборе хранилась икона св. кн. Александра Невского, подаренная в 1820 г. имп. Александром I. При церкви имелась б-ка (74 тома книг и духовных журналов), было открыто церковноприходское попечительство. К нач. XX в. штатный причт состоял из священника и псаломщика. Жалованье от казны причту не полагалось, а братский доход на причт составлял до 2 тыс. р. в год.
В авг. 1920 г. прихожане получили все имущество Благовещенского храма в бессрочное и бесплатное пользование. В мае 1922 г. из храма были изъяты мн. литургические сосуды и нек-рые святыни, в т. ч. риза с местночтимой Иверской иконы Божией Матери. В нач. 30-х гг. XX в. храм был закрыт. В 1934 г. газ. «Красноярский рабочий» сообщала: «Громадное казарменной архитектуры здание капитально реконструируется: сносятся купола, колокольни, взамен которых здание покроет крыша. Внутри здания будут проведены работы по отоплению, освещению. Бывшая церковь превратится во вполне благоустроенное помещение, специально приспособленное под пушную базу Востсибпушнины». В результате купольные завершения храма и колокольня были разрушены, церковь утратила все элементы внутреннего убранства. В советские годы в храме размещался пушно-меховой склад Красноярской конторы «Сибпушнина».
В 1983 г. Сибирским филиалом ин-та «Спецпроектреставрация» (г. Томск) был выполнен проект реставрации с приспособлением церкви под выставочный зал (архит. А. В. Топчиев). В 1988 г. храм был передан Енисейской и Красноярской епархии РПЦ, в 1994-1997 гг. реставрировался. В окт. 1995 г. еп. Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов) освятил келейный дом, в марте 1997 г.- купола и кресты. К 2015 г. в обители построены колокольня, 2-этажный монастырский корпус (1995-1998), трапезная. Монастырь имеет скиты близ Красноярска - в пос. Сухом и дер. Замятино.
Среди святынь в К. м. находятся частицы мощей свт. Иннокентия (Кульчицкого), прмц. Елисаветы Феодоровны, прав. Симеона Верхотурского, Оптинских старцев, чтимые икона Благовещения Пресв. Богородицы, написанная на Афоне, старинный Казанский образ Божией Матери, а также иконы свт. Николая Чудотворца, свт. Феодосия, архиеп. Черниговского, прп. Романа Киржачского, прп. Серафима Саровского с частицами мощей этих святых. Икона св. Александра Невского (XIX в.), написанная Хозяиновым, находится в красноярском Покровском соборе. Монастырский Благовещенский собор является одновременно и приходским храмом.
3 дек. 1999 г. К. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Патриарх подарил обители Казанскую икону Божией Матери. C 28 дек. 1998 г. К. м. возглавляла мон. Екатерина (Бальва; † 2011), с 2007 г.- игум. Елисавета (Усталова, ныне схиигум. Амвросия). В 1995 г. в К. м. проживали 4 монахини и 6 послушниц, в 2011 г.- 18 монашествующих и 4 послушницы, к марту 2015 г.- 24 монашествующие и ок. 40 др. насельниц.